Живой звук в Киеве. Начальная страница.
Живой звук в Киеве. Для тех, кто ценит неподдельную музыку!

Пятый международный джазовый фестиваль

«Єдність» /2006/

Директор фестиваля Сергей Грабарь и мэр Киева Александр Омельченко    Пятый по счёту фестиваль «Єдність» снова принял киевский академический театр оперетты. Пресс-конференция задержалась с началом - директор Сергей Грабарь был к началу единственным, а остальные ещё добирались ("Хай звикають їздити в метро, а не на таксі" - прокоментував шановний голова). Я и сам так торопился, что и не заметил, как моя фотосумка оказалась на рояле. Вот позорище! Это ж надо: рояля в театре оперетты не приметить! Вспоминаю, как в киевском зоопарке я не увидел бегемота (хорошо, что хоть слон на глаза попался). Не жизнь, а сплошная басня. Излишек времени ушёл на знакомство с (вне всякого сомнения) лицом фестиваля - Сергеем Грабарем. В прошлом году - помню оч-чень хорошо, - наша встреча не состоялось: в телефонном разговоре за день до фестиваля Сергей Владимирович отказал мне в аккредитации (мол, много всяких хотят на шару послушать), а времени доказать обратное и попасть на концерты у меня не оказалось совсем. И вот всё моё прошлогоднее мнение о нём как о жёстком вредном человеке развеялось в течении получаса. Сергей Владимирович оказался весьма мягким, с тонким юмором, умным и очень сообразительным. За оба вечера он засыпал нас остротами и вызвал во вне величайшее расположение. Чего только стоят реплики "Де Ігор Ткаченко? Що, не прийшов? Значить, завтра прийде!", "Я бачу, що гроші музикантам треба сплачувати перет літаком, інакше вони забувають що треба і пограти", а также ответ на вопрос "а как получить аккредитацию?" - "Сьогодні ви вже прийшли - одразу до зали, а завтра... приходьте на художню виставку о п'ятій - потрапите на концерт" (прим.- цитаты близки по смыслу, но не буквальны). Полотна «Джазовые настроения» киприота и дипломата Мустафы Хастюрка мне не понравились. Я не нашёл в них джазового рисунка. В лучшем случае - это "лирический марш" на четыре четверти (впомните полковника из «Здравствуйте, я ваша тётя!») или зациклившийся джазовый квадрат. В худшем - схема расположения воинов Древней Греции или Персии. После выставки радужная перспектива культурного обмена между нашими странами и организации джазового фестиваля на Кипре с участием украинских музыкантов слегка обесцветилась.

   А фестиваль прошёл своим чередом. В сравнении с предыдущим годом состав участников оказался неровным, ряд музыкантов не удалось пригласить по финансовым причинам, но зато мы имели возможность услышать Юрия Яремчука, а во втором номере журнала «Джаз» прочесть постконцертное интервью и статью Ольги Кизловой (первый номер был отпечатан накануне фестиваля, который и стал местом официальной Директор фестиваля Сергей Грабарь с первым номером журнала «Джаз» презентации). Этот музыкант полностью оправдал моё желание увидеть в нём хэдлайнера фестиваля. И эта крайность порадовала меня. Другая крайность - детское трио “Ярославов вал”, - тоже меня порадовала, но ещё больше порадовала зрителей, родных, самих детей и педагогов. Согласитесь, что участие в таком фестивале, да с подготовкой - хорошая перспектива вырастить молодое джазовое поколение. Кажется, наконец-то обрел свой голос смешаный вокальный секстет “JazzEx”: стабильное выступление, постоянные концерты - и, быть может, Украина обретёт коллектив, соперничающий в мастерстве с лидерами нашей сцены “ManSound”. Румынский квартет “Next Generation” натурально оказался тёмной лошадкой. Не трио, а квартетом, плюс с особенной программой. Её они построили на оригинальной обработке стандартов, таких как “Караван”, с удачным вплетением (надо отдать должное) тем, характерных для нашей украинской музыки - редко такое встретишь у гостей. Но чуть дальше по выступлению ходы у трубача стали повторяться, и интерес к нему поугас, а вот контрабасист продержался на хорошем уровне, играл свободно и широко, меняя и ритм, и темп. Единственным биг-бэндом на фесте был джаз-оркестр под управлением Марка Резницкого, собственно и открывший его. Требовательный руководитель, хорошая группа саксофонов, в основном молодых музыкантов, опытные гитарист Валерий Кошман и трубач Виктор Немирович. Особенно бурно зрители встретили гитарное соло. Второй день был отмечен игрой двух постоянно приглашаемых на фестивали музыкантов - Владимира Соляника (в очень оригинальном квартете, в котором по игре выделился трубач Валерий Щерица) и Энвера Измайлова. Мастер вёл себя на сцене легко и раскованно, несмотря Энвер Измайловна технические неурядицы: один раз несколько секунд выясняли что же фонит, прежде чем Измайлов сообразил, что это включена вторая гитара, после чего даже извинился перед зрителями и звукорежиссёром, в другой раз рассказывал в паузе байку о том, как однажды на утреннем концерте в США он попросил скотч - подклеить мешавший хвост струны. Американцы весьма удивились, но после повторной настойчивой просьбы принесли таки стакан виски. Тут настал черёд удивляться и объясняться Измайлову в том, что он имел ввиду нечто слегка другое. Измайлов сыграл сам, но и в этот раз он выступил с сюрпризом: часть его программы украсила юная танцовщица. А вот перед Энвером и выступили саксофонист Юрий Яремчук и его компания - два чудных польських музыканта Марк Токар (контрабас) и Михаил Гош (барабаны), о которых я и хочу написать подробнее. На взгляд многих слушателей трио отличалось хаотическим резким звуком вплоть до эпитетов "невообразимый шум". А для меня это было нечто хоть чем-то отличаюшееся от другого, одинакового. Юрий ЯремчукМузыканты (а главным образом Юрий Яремчук) исповедуют свободный стиль игры (“free jazz”), игру без нот. Ритм игры - далеко не традиционные 4/4, 8/8 или что-то другое, раньше слывшее авангардом. Саксофон часто уходит вверх, создавая душевное напряжение, тем не менее ритм и сила остаются ровными и стабильными. Это явная музыка эмоций - очень разных. В первую очередь нестандартным выглядит ритм, во вторую - техника звукоизвлечения: звук извлекается из всего, что попадается под руку или под дыхание, они заставляют звучать форму. У меня с самого начала их выступления всплыли детские впечатления от музыки из мультфильмов, а также от музыки к фильмам Тарковского. В те времена подобное свободно исполнять, как я понимаю, было невозможно, но в другие жанры искусства эта музыка просачивалась, создавая очень харáктерные эпизоды и роли. Это мне очень нравилось, хотя и возникало ощущение непонимания. Но уж этого не следует бояться.

   Ещё один важный момент этого фестиваля - приглашение двух американских блюзовых исполнителей, один из которых отлично владеет харпом (гармоникой). В этом можно проследить тенденцию наших джаз-фестов разбавлением джазовых исполнителей музыкантами других жанров: в прошлом году на «ДоДж»-е выступал наш блюз-бэнд “Ночной квартал”, в этом году там же - Хайрам Баллок и другие, «Коктебель» привёз две блюзовые группы. С одной стороны - негатив, а с другой - позитив. К сожалению, после закрытия блюз-клуба «Buddy Guy» приезд блюзового музыканта в Киев стал такой же редкостью, как и приезд «Золотого мяча». Именно поэтому выступления Фил Спитчёрного блюзмена Фила Спита с нашим бэндом “Second Breath” (“Второе дыхание”) и белого блюзмена Джей Ти Росса с чешским бэндом Рене Троссмана в концовке субботней и воскресной программ стали очень радостным и приятным событием! Мы услышали и чёрный блюз и типичный белый блюз-рок, навлекший воспоминания о Кийте Рэлфе из “Yardbirds”. Блеснул своим мастерством и Гриша Махно - работающий в бэнде за басиста и харписта: левая - на басу, а в правой - харп!!! Так он ещё и танцует при этом!!! А его дуэт с Филом Спитом? "Это ж красота! Понимаешь!.."

   Случился на фестивале и джэм. Правда, со слегка горьким привкусом водки, но всё же. К полуночи немногие съехались в клуб «Пивна бочка». Я хотел ещё раз услышать блюз, а если повезёт - и Юрия Яремчука. Трио отыграло уже в более нежной для зрительского слуха манере, а вот с блюзом вышло затруднение. Оказалось, что лишь Фил Спит готов спеть, но требует хорошего клавишника, ну и ещё пару Юрий Яремчукмузыкантов. Джей Ти Росс же оказался не только в небоеспособном состоянии, но ещё и без гармошек. Точно так же и бэнд сопровождения. В итоге после десятиминутной возни на сцену поднялись румыны, от которых Фил Спит долго добивался ответа, смогут ли они сыграть блюз, а потом ещё в ходе игры едва ли не минуту упрашивал клавишника играть тише - тот упорно не понимал. То, что музыканты не были готовы - это ладно, им же по-русски говорили, но что делал администратор - непонятно вовсе, если заранее было известно (полагаю, что и в контракте записано), что музыканты играют джем в клубе... После чего и высказал Сергей Грабарь фразу о гонораре для музыкантов.

   Ещё один вредный факт случился с музыкантами, игравшими в этот вечер в клубе «Пивна бочка» - “Foxtrott Music Band”: их за бесплатно просили играть до тех пор, пока не съедутся гости, чтоб те не скучали, да не разбежались присутствующие. Но эта история уже не имеет отношения к фестивалю.


Игорь Снисаренко


Сайт фестиваля www.ednist-jazz.kiev.ua

Записи с фестиваля можно послушать на сайте www.stereo.org.ua




Фотоальбом:

Биг-бэнд под управлением Марка Резницкого 17 марта 2006. Театр Оперетты.

Биг-бэнд под управлением Марка Резницкого

Посмотреть фотоальбом...

Трио “Ярославов вал” 17 марта 2006. Театр Оперетты.

Детское джазовое трио “Ярославов вал”. Руководитель - Игорь Журомский

Посмотреть фотоальбом...

Трио “Ярославов вал” 17 марта 2006. Театр Оперетты.

Смешаный вокальный секстет “JazzEx

“Next Generation” 17 марта 2006. Театр Оперетты.

Квартет “Next Generation” /Румыния/

Посмотреть фотоальбом...

Фил Спит 17 марта 2006. Театр Оперетты.

Американский блюзовый певец Фил Спит. Акомпанирующий состав - киевский блюз-бэнд “Second Breath” (“Второе дыхание”).

Посмотреть фотоальбом Фила Спита...
Посмотреть фотоальбом “Second Breath”...

Владимир Соляник 18 марта 2006. Театр Оперетты.

Квартет Владимира Соляника /Украина-Беларусь/.

Посмотреть фотоальбом...

Юрий Яремчук 18 марта 2006. Театр Оперетты.

Трио Юрия Яремчука /Украина-Польша/.

Посмотреть фотоальбом...

Энвер Измайлов 18 марта 2006. Театр Оперетты.

Энвер Измайлов

Посмотреть фотоальбом...

Фил Спит 18 марта 2006. Театр Оперетты.

Американский блюзовый певец и гармощечник Джэй Ти Росс. Акомпанирующий состав - чешский Рене Троссман Бэнд.

Посмотреть фотоальбом Джэй Ти Росса...
Посмотреть фотоальбом “Рене Троссман Бэнд”...

Юрий Яремчук 18 марта 2006. «Пивная бочка». Гала-концерт и джэм

Трио Юрия Яремчука /Украина-Польша/.

Посмотреть фотоальбом...

Фил Спит 18 марта 2006. «Пивная бочка». Гала-концерт и джэм

Американский блюзовый певец Фил Спит. Акомпанирующий состав - квартет “Next Generation” /Румыния/.

Посмотреть фотоальбом Фила Спита...
Посмотреть фотоальбом “Next Generation”...


Авторы и создатели: Игорь Снисаренко [admin@live.kiev.ua] и Сергей Тройников [dixie@live.kiev.ua]
При поддержке компании «Интерком»
bigmir)net TOP 100 Интернет-провайдер «Интерком»
Rambler's Top100