Живой звук в Киеве. Начальная страница.
Живой звук в Киеве. Для тех, кто ценит неподдельную музыку!
«Блюзлэнд». Начальная страница

Радиопрограмма «Блюзлэнд»

 Сергея Тройникова


Светлана Панова


(интервью)


«Я Вас нежно заДЖАЗую…»


15 МАЯ 2003 ГОДА


15 мая мы (Игорь Снисаренко, Елена Евтушенко, Сергей Тройников - прим. СТ-ва) шли НА Светлану Панову. Я был знаком со Светланой заочно - благодаря диску “В джазе только девушки”/МКС биг-бэнд Анатолия Кролла, 1996. В таких случаях всегда испытываешь волнение особого рода: каким будет знакомство очное? Конечно, не было никаких сомнений в том, что оно будет ярким, незабываемым, особенным, но - насколько особенным? А настолько, что я занес концерт Светланы в перечень наиболее ярких музыкальных переживаний своей жизни!


Светлана Панова    Как и 24 апреля, 15 мая в зале практически не было зрителей, пришедших специально НА Светлану Панову - признанную звезду российского джаза. Вот оно - варварство отсутствия рекламы! Причем, не какой-то там специальной рекламы, а даже рекламы уровня простого информирования. В который раз пришлось морщиться в раздражении, вспоминая массированную раскрутку попсовой дребедени, - господи, во что вкладываются деньги?! И хоть бы толк какой-то был! Так нет - сбрасывают 'бабло', абы сбрасывать, как в бездонную бочку, и никакого удовольствия не получают…

   Полный зал, безусловно, усилил бы получаемый джазовый кайф, но Светлана, как истинный профессионал, пела так, как будто свободных мест не было! Ее таланты проявились моментально: безупречная джазовая фразировка, впечатляющий диапазон; тембр голоса - приятный, Светлана Пановаобнимающий, он одновременно и мощный, и нежный: мощный - в свинговом эквилибре высочайшего уровня и предельного эмоционального вольтажа, нежный, мягкий, чувственный, чарующий - в балладном умиротворении слушателей. Вообще, балладные композиции - это особый конёк Светланы Пановой: ее искренность и достоверность подачи пленяют сердце любого слушателя.

   Особо хочу отметить поразившее меня мастерство Светланы в переходе от тишины к звуку и обратно - это непередаваемо! Вспомнились Charlie Parker и John Coltrane, которые были асами таких переходов на альт- и тенор-саксофоне соответственно - Светлана творит Светлана Пановатакие же чудеса своим голосом. Этот захватывающий, возбуждающий момент будоражит сознание: вот попробуйте расслышать тот миг, где кончается тишина и начинается звук - неуловимо! Это как миг между прошлым и будущим - именно он называется ЖИЗНЬ!

   Беситесь в бессильной злобе и пожирающей вас зависти так называемые 'звезды': вы - деланные торчки, а здесь - ИСТИННОЕ ИСКУССТВО!



   В перерыве Светлана Панова любезно согласилась дать мне интервью, и мы с огромным удовольствием предлагаем Вам запись этой беседы.



Слева направо: вверху - Иван Рахманов, внизу - Сергей Тройников, Светлана Панова, Ильдар Нафигов, Вадим Мардихаев


   Сергей Тройников (СТ-в): Светлана, прежде всего, позвольте поблагодарить Вас за эту встречу!

   Светлана Панова (СП-а): Спасибо Вам, за то, что пригласили! Я с удовольствием с Вами побеседую!

   (СТ-в, передавая Светлане презент): Этот диск мы принесли Вам в подарок - это запись 85-го эфира моей программы «Блюзлэнд». Вот здесь адрес нашего сайта - уже через несколько дней в рубрике «СТАТЬИ (ПУБЛИКАЦИИ, ИНТЕРВЬЮ)» появится запись Вашего интервью и фотографии с Вашего сегодняшнего выступления. Пожалуйста, милости просим!

   (СП-а): Спасибо большое, мне очень приятно! Обязательно послушаю и обязательно зайду на Вашу страницу! Это очень интересно! (Светлана и ее бэндмэны рассматривают содержание диска) Вы музыкант?

   (СТ-в): Нет, я не музыкант, я - профессиональный ведущий и музыковед, специализация - блюз, джаз, рок-н-ролл. В марте 2003 года мы отметили 10-летие моей эфирной деятельности.

Сергей Тройников и Светлана Панова    (СП-а): Прическа у Вас - рок-н-ролльная! Впечатляет - просто вылитый Элвис!

   (СТ-в): Я обожаю блюз! Я страстный коллекционер блюзовых записей! А что такое - рок-н-ролл? Да это блюз и есть - это его сынок единокровный! До 1954 года этот стиль по-другому называли - рок-н-ролл тогда именовали такими блюзовыми терминами, как Jump-Blues, Rhythm&Blues и Boogie-Woogie. Блюз, джаз, рок-н-ролл - это же музыка одной природы, одного корня!

Светлана Панова    (СП-а): Как Вам нравится наше выступление?

   (СТ-в): Ваше выступление дарит бездну эмоций! Мы (Елена Евтушенко, Игорь Снисаренко - прим. СТ-ва) получаем истинное свинговое наслаждение! Нестандартные аранжировки, изумительный голос и особенно хочу отметить Ваш восхитительный дар в переходе от тишины к звуку - потрясающе!

   (СП-а): Спасибо, я рада, что Вам нравится! Вы здесь еще будете?

   (СТ-в): Конечно!!! Ради этого мы и пришли!

Иван Рахманов    (СП-а): Во втором отделении будет специальный блок из нескольких балладных композиций - это колыбельные из новой пластинки, над которой мы сейчас с Ваней (Иваном Рахмановым - гитаристом. - прим. СТ-ва) работаем. Послушайте наши колыбельные! Я очень люблю этот жанр и считаю, что колыбельные предоставляют уникальную возможность для эмоционального, душевного общения и вокального самовыражения исполнительницы.

   (СТ-в): Обязательно и с величайшим удовольствием! Светлана, хорошо, что Вы упомянули о Вашей новой работе - я как раз собирался Вас спросить о Ваших рэлизах. Пожалуйста, проанонсируйте ее!

   (СП-а): Выпуск этого диска запланирован на октябрь 2003 года…

   (СТ-в): …Непременно пришлите нам информацию - мы разместим анонс на нашем сайте!

   (СП-а): Спасибо за предложение - воспользуюсь! Называться он будет “Колыбельные Светланы”. Это будет весьма необычная работа - в ней я исполняю известные нам с детства колыбельные в джазовом стиле. Авторы-классики: Чайковский, Танеев, Рахманинов и другие мэтры. Аранжировки пишут Иван Рахманов (гитарист бэнда сопровождения Светланы - прим. СТ-ва), Игорь Золотухин и другие музыканты.

   (СТ-в): То есть, это классика в джазовых одеждах?

   (СП-а): Да!

   (СТ-в): И, таким образом, стилистически эту Вашу новую работу можно квалифицировать как Third Stream (Третье Течение)?

Светлана Панова    (СП-а): Third Stream?

   (СТ-в): Да!

   (СП-а): Есть такой термин?

   (СТ-в): Да, он как раз обозначает слияние джазовой и классической музыки.

   (СП-а): Ух ты - не знала!

   (СТ-в): Да, первым течением называют классическую музыку, вторым - джазовую, а их микс - третьим течением! Именно в таком стиле выдержаны известные работы Луиса Кларка (Louis Иван РахмановClark), Рэя Конниффа (Ray Conniff), Мэрсэра Эллингтона (Mercer Ellington), Юджина Чичеро (Eugen Cicero), Гюнтэра Шуллера (Gunther Schuller) (Гюнтэр - изобретатель термина Third Stream - прим. СТ-ва), Пола Уайтмэна (Paul Whiteman), Стэна Кентона (Stan Kenton), Джона Льюиса (John Lewis) и других музыкантов, развивавших этот стиль (к обсуждению живо подключаются музыканты бэнда Светланы - Иван Рахманов (гитара), Ильдар Нафигов (ударные) и Вадим Мардихаев (бас) - слышны реплики: «Да, есть такой термин…», «Я слышал…», «Так называют…» и т.п. - прим. СТ-ва).

   (СП-а): Еще готовится к выпуску моя пластинка “Джаз с друзьями” - это будет компиляция моих совместных записей с Николаем Пановым, Яковом Окунем, Виктором Аграновичем и многими другими моими друзьями-музыкантами.

   (СТ-в): Светлана, в 1987 году Вы начали работать в составе знаменитого биг-бэнда Олега Лундстрема. Поделитесь, пожалуйста, Вашими впечатлениями об этой Личности!

Олег Лундстрем. (Фото: Макс Новиков)    (СП-а): Олег Леонидович Лундстрем - добрейший, умнейший, славный человек! В оркестре его ласково называют «Дедушка». Это целая эпоха!…

   (СТ-в): …и, можно, наверное, сказать - кузница кадров?

   (СП-а): Да, безусловно! Оркестр Лундстрема - это даже не коллектив, а настоящая семья! И могу резюмировать так: звучание биг-бэнда Олега Леонидовича - это отражение его характера!

   (СТ-в): На чем Вы сейчас сосредоточены?

Светлана Панова    (СП-а): В основном, на творческой и преподавательской деятельности, в связи с чем, конечно, уменьшился объем моей клубной работы. Могу отметить не без преподавательской гордости, что в мае 2003 года - т.е. буквально на днях - моя ученица Елена Моисеева заняла 2-е место на престижном всероссийском джазовом конкурсе в Ростове, причем, 1-го места не присуждали вообще!

   (СТ-в): А чем это было мотивировано? Это было что-то типа дешевых понтов особого сорта преподавателей, которые рисуются перед учениками фразами 'а-ля': «Пятерок я не ставлю принципиально, ибо невозможно знать физику ‘на пять’!»?

   (СП-а и Иван Рахманов - с улыбками): Да, похоже! Вы точно подметили!

   (СТ-в): Светлана, где Вас можно увидеть и услышать чаще всего?

   (СП-а): В таких клубах, как «Синяя птица», «М-Бар», «Le-Club» и «B-2» (читается ‘Би два’ - прим. СТ-ва).

   (СТ-в): Дайте, пожалуйста, Вашу оценку московскому клубному движению и его развитию.

   (СП-а): В течение 5-ти прошедших лет в Москве открылось несколько новых клубов, хотя, конечно же, в масштабах Москвы это немного. Но ничего - есть подвижки: когда-то было всего 2-3 клуба, теперь их количество возросло. Однако, повторяю, их должно быть не 3, а, может, 23, или 43... или, наверное, даже 103!

Вадим Мардихаев    (Вадим Мардихаев - подхватывает с жаром): Да, пусть в каждом районе будет джазовый клуб! Пусть даже их будет по несколько в каждом районе!

   (СП-а): Появилось много новых, молодых музыкантов…

   (СТ-в): …Они востребованы? Есть спрос на их деятельность?

   (СП-а): Да, мне кажется, что спрос растет, растет и уровень исполнительского мастерства, предлагаются специализированные программы…

   (СТ-в): …т.е., Вы оцениваете московскую клубную жизнь и ее развитие положительно?

   (СП-а): Да! И особенно хорошо то, что нередко проходят джэмы. А как у Вас с этим дела обстоят?

   (СТ-в): И у нас проходят джэмы! В одном из наших клубов джэмы проходят регулярно - минимум раз в неделю, на уик-энд. Периодически это происходит и в других клубах.

   (СП-а): Это очень хорошо, потому что - где еще в такой мере музыкант может проявить свои творческие силы и заявить о своих профессиональных амбициях?

   (СТ-в): Безусловно, на джэмах! Это апофеоз, изюминка джазового жанра!

   (СП-а): Кстати, Вячеслав Преображенский 'открыл' меня именно на одном из джэмов: заметил и 'сосватал' Лундстрему!

   (СТ-в): Светлана, расскажите, пожалуйста, что случилось с Ренатом Ахуновым, Международный Коммерческий Союз (МКС) которого несколько лет поддерживал джазовое движение Москвы и России?

   (СП-а): МКС Рената Ахунова разорился в связи с азиатским кризисом. МКС биг-бэнд Анатолия Кролла распался, Анатолий Ошерович начал работать с малыми составами…

Светлана Панова    (СТ-в): Кто из выдающихся исполнительниц джаза в большей степени повлиял на формирование Вашего творческого стиля?

   (СП-а): Прежде всего, я назову Billie Holiday! Это моя величайшая вдохновительница и самая большая моя любовь, хотя, восхищаюсь я, конечно, многими звездами, в их числе Ella Fitzgerald, Sarah Vaughan, Carmen McRae, Dee Dee Bridgewater…

   (СТ-в): Светлана, предлагаю на финал пофантазировать!

   (СП-а): С удовольствием!

   (СТ-в): Несчастные марсиане, которые ничего не знают о джазовой музыке, возжелали с ней познакомиться. Перед Вами ответственное и почетное задание - отобрать альбомы 5-ти наиболее показательных на Ваш взгляд исполнителей для отправки на Марс! Каковой бы была пятерка Светланы Пановой? И то же самое предлагаю сделать Ивану, Ильдару и Вадиму!

   (СП-а): Я бы выбрала пластинки таких титанов, как Louis Armstrong, Duke Ellington, Ella Fitzgerald, Sarah Vaughan и Charlie Parker!

Ильдар Нафигов   (Иван, Ильдар и Вадим): Наша пятерка была бы такой: Ella Fitzgerald & Louis Armstrong - 1ый совместный альбом (“Ella & Louis”/’56 - прим. СТ-ва), Miles Davis - “Kind of Blue”/’59, Wynton Marsalis, John Coltrane и “Weather Report”!

   (СТ-в): Ну что ж, мне остается только записать Ваш адрес для пересылки фотографий и поблагодарить Вас за это интервью! Удачи Вам, Светлана, во всех Ваших творческих начинаниях! Всех благ и до встречи!

   (СП-а): Спасибо, было очень приятно познакомиться и пообщаться! До встречи!



Сергей Тройников


15 мая 2003 года


(Фото: Игорь Снисаренко)





Авторы и создатели:
Игорь Снисаренко [admin@live.kiev.ua]
Сергей Тройников [dixie@live.kiev.ua]
©2000-2008