Живой звук в Киеве. Начальная страница.
Живой звук в Киеве. Для тех, кто ценит неподдельную музыку!
«Блюзлэнд». Начальная страница

Радиопрограмма «Блюзлэнд»

 Сергея Тройникова


ПАМЯТИ РОННИ ДОУСОНА


«Blonde Bomber's Bo-o-o-o-om!»


Ронни Доусон

«Не горюйте обо мне! Я 63 года не знал, что такое болезнь, и только в этом году впервые в жизни попал в госпиталь! Ей Богу, мне грех жаловаться - ну посудите сами: 63 года полноценной, здоровой жизни! Тут не печалиться нужно - это отпраздновать надо! Вот я и праздную! Так что, не печальтесь и Вы!» - Ронни Доусон в адрес своих близких, друзей, знакомых и поклонников после постановки ему диагноза "Неоперабельный рак", за год до смерти


   Ronnie 'Blonde Bomber' Dawson родился 11 августа 1939 года в местечке Waxahachie (близ Далласа), штат Техас. Он был единственным ребенком в семье Gladys и Pinky Доусонов. Его отец Pinky Dawson был свинг-бэнд-лидером. Оркестр Доусона-старшего выступал в эфире Ронни Доусондалласского АМ-радио KRLD. Отец и научил сына начаткам игры на гитаре. Доусон-младший основал бэнд “Ronnie Dee & the D Men” и вскоре после этого выиграл престижное далласское состязание «Big D Jamboree» - это было шоу 'а-ля' «Hello! Мы ищем таланты!» Сие событие привлекло к Ронни внимание знаменитого Эда МакЛемора (Ed MacLemore) - менеджера самого Джина Винсента (Gene Vincent). МакЛемор подписал с Доусоном контракт, и тот начал мощно заявлять о себе, как о толковом гитаристе/вокалисте, работающем в стиле рокабилли.

   Успех не заставил себя долго ждать. Первые два сингла Ронни - “Action Packet”/“I Make the Love”/'58 и “Rockin' Bones” (этот номер был посвящен 'погонялову' Ронни Доусона - 'Blonde Bomber', что означает примерно следующее: "Блондинистый бомбер рокабилли" или "Убойный блондин рокабилли") - имели отличный региональный уровень продаж. Ронни ДоусонРезультатом этого достижения Доусона стало подписание им контракта с фирмой Дика Кларка (Dick Clark) «Swan». Следующим его шагом стало участие в престижном всеамериканском шоу «National Bandstand». Всё, что 'Blonde Bomber' записывал и выпускал на «Swan», продавалось хорошо, но в этих рэлизах он представал перед слушателями скорее деревенским тин-идолом, нежели рокабилльным бунтарем и революционером. (Но «Swan» был фирмой-'мэйджором', и это, безусловно, способствовало 'раскрутке' 'Блонд Бомбера'.) Совсем другое дело - его 'лайв' (именно поэтому я склонен бросить камень в огород Кларка)!

   В жизни Ронни Доусон был спокойным, уравновешенным человеком. Он никогда не форсировал звук во время разговора, но во время концертов это был демон! Ронни спрыгивал со сцены, носился среди зрителей и являл миру personal trade-mark: играл на гитаре, взгромоздившись на стол (Вот у кого учились те, кого необразованный 'молодняк' считает в этих 'фишках' первопроходцами! Это, Ронни Доусонтак называемое, "новое" - прыжки со сцены в зал, сдвоенные грифы, игра на 'топах' чего-либо и т.д., и т.п. - корифеи рок-н-ролла отчубучивали ещё в тех самых 50-х! А что творилось в 30-х/40-х гг. в гарлемских (Нью-Йорк), чикагских и новоорлеанских блюзовых и джазовых клубах!!!…)!

   В 1996 году Доусон рассказывал об этом так: "Возможно, мне удавалось получить всё, что я хотел получить, при каждом выходе на сцену. Я становился другим - совсем другим. В жизни я был тихим, робким и застенчивым, но стоило мне увидеть, услышать и почувствовать перед собой аудиторию жаждущих моей игры зрителей - щёлк! - во мне что-то переключалось, и я мгновенно превращался в ШОУМЭНА!"

   Но главным для Ронни был не успех, не признание. "Сцена - вот его истинное призвание, его Мекка, его религия! - говорил в начале того же 1996 года далласский продюсер звукозаписи David Dennard. - Он делал всё это не ради славы! Он делал всё это РАДИ МУЗЫКИ! Вот кто был его возлюбленной на все времена! 'Blonde Bomber' - настоящий! 'Blonde Bomber' - подлинный! He's the real deal!"

   На вопросы о том, что вдохновило, что подвигло его на роман с музыкой, Ронни обычно отвечал, что был вдохновлен пением своей матери Глэдис в церковном хоре.

Ронни Доусон   Успеху Доусона пришел конец, когда в конце 50-х гг. музыкальный бизнес Штатов накрыла волна payola-скандала (Это было что-то типа компании по борьбе со взяточничеством, одетой в 'прикид' классической "охоты на ведьм" - оголтелая, в общем, была 'хренотень': именно из-за неё, напомню, слег в гроб знаменитый деятель рок-н-ролльной эпохи Alan Freed. Суть проблемы можно объяснить на простом примере. У одного человека есть телега, у другого - сено, которое надо везти. Понятное дело, рано или поздно они найдут друг друга и договорятся. Если при этом у владельца телеги нет законного права получать плату за провоз, он становится вот тем самым кандидатом на заклание при 'охоте на ведьм': ему надо зарабатывать на овес для лошади, и он не может этого не делать, но, делая это, он 'ходит под статьей', и в один "распрекрасный" день этот 'домоклов меч' отсечет ему башку, что крайне неприятно. Кстати, то же самое происходит во время, так называемой, "борьбы с пиратством", а по сути - 'мышиной возни'! Когда 'гонят картину' и швыряют 'палёные' диски под каток, - это, конечно, эффектно: они хрустят, с треском ломаются и т.п., но проблема в итоге никуда не девается, ибо не меняется система! Так вот, люди, которых 'плющили' во время payola-скандала, в переносном смысле были теми самыми дисками, которые кинули под каток. "Попали под раздачу", "стрелочники", "крайние", "козлы отпущения" - у нас на этот счет много терминов в народе гуляет… Напрашивается Ронни Доусонаналогия с подобной нашумевшей совковой охотой на администраторов артистов-эстрадников: система была такова, что те просто вынуждены были устраивать своим подопечным 'левые' концерты - иначе было просто не продохнуть, а их всех взяли - цап-царап! - и в кутузку! Причем, многие артисты, в т.ч. и известнейшие, например, Геннадий Викторович Хазанов, с благодарностью, пониманием и даже некоторой теплотой вспоминают о такой нужной, и такой - в прямом смысле этого слова - опасной деятельности сов-администраторов на ниве отечественного эстрадного бизнеса!). Кларк был вынужден подрезать своему "Лебедю" крылья, а, точнее говоря, вообще закрыть компанию, т.е., так же образно говоря, скрутить «Swan»,у шею - Ронни, таким образом, остался без звукозаписывающего пристанища.

   Доусон предпринял несколько попыток спасти свою карьеру. К сожалению, попытки эти были неудачными. В их число попал сингл “Do Do Do”/“Who's Done Been Here”/'61, записанный для «Коламбии» («Columbia»). Ронни пришлось довольствоваться, безусловно, узкими и неприличествующими его статусу рамками сайдмэна (бэкмэна): он концертировал с Western-Swing-группой The “Light Crust Doughboys” и играл на ударных в оттисках “Hey Paula”/“PAUL & PAULA” и “Hey Baby”/Bruce Chanel. Был даже период, когда Доусон пробовал себя в качестве R&B-исполнителя под сценическим псевдо Snake Monroe. Выпускал он и номера под именем Commonwealth Jones (для «Columbia Records»).

Ронни Доусон    В 60-х гг. он был членом далласского фолк-проекта “Levee Singers” (в составе “Levee Singers” 'Блонд Бомбер' появлялся в национальных шоу «The Danny Kaye Show» и «The Jimmy Dean Show») и работал в составе кантри-рок-бэнда “Steelrail” (aka “Steel Rail”), который он сам организовал после распада “Levee Singers”. На мой взгляд, совсем уж несвойственную и недостойную его уровня функцию Доусон вынужден был взять на себя в 70-х и частично в 80-х гг.: он записывал коммерческие (рекламные) джинглы для мучных фирм «Hungry Jack pancakes» (aka «Hungry Jack Biscuits») и «Bama Pies», пивной компании «Jax», пиццы «Cici» и тракторов фирмы «Ford».

   Несмотря на то, что у себя дома Ронни Доусон продолжал оставаться малоизвестным (или локальноизвестным), Англия сходила по нему с ума и иконизировала его как рок-пионера (прослеживается параллель с Кокрэном, Винсентом, Пэркинсом и другими американскими рокабилли-первопроходцами)! В 1986 году он подписал контракт с британской фирмой грамзаписи «No Ронни ДоусонHit» (показательное название: у 'Блонд Бомбера' не было "TOP 40"-хитов и 'золотых' LPs, но он вошел в историю как одна из первых далласских рок-звёзд и как уважаемый и почитаемый исполнитель-завсегдатай хьюстонских клубов!) и записал три впечатляющих альбома: “Still a Lot of Rhythm”/'88, “Rockinitis” (Live)/'89 и “Rockin' Bones”/'90 (заглавный номер этого лонг-плэя перепела группа “The Cramps”). Этот лэйбл выпустил также великолепную компиляцию ранних трэков Доусона “Rockin' Bones: The Legendary Masters”/'96 (С принадлежностью английских альбомов Ронни вышла некоторая путаница: по одним данным на «No Hit» были изданы “Rockinitis” (Live)/'89, “Monkey Beat!”/'94, “Just Rockin' & Rollin'”/'96 и компиляция “Rockin' Bones: The Legendary Masters”/'96, по другим - англичане были первоиздателями таких дисков, как “Still a Lot of Rhythm”/'88, “Rockinitis” (Live)/'89, “Rockin' Bones”/'90 и компиляции “Rockin' Bones: The Legendary Masters”/'96. Ронни ДоусонНо суть от этого не меняется: три бритиш-'лонга' Ронни + одна его компиляция были выпущены также и в Америке. При переиздании, возможно, терялось название первоиздателя - отсюда и путаница.). Предыстория подписания этого вехового контракта такова: в том памятном 1986 году Доусону позвонил именитый британский коллекционер и владелец фирмы «No Hit» Barney Koumis. Он рассказал ветерану, что некоторые из его первых 'нарезов' стали в Англии воистину легендарными и раритетными и что британские ценители в хорошем смысле этого слова донимают его вопросами типа: "А нет ли у Вас ещё чего-либо подобного?" Так и закрутился альбомный ренессанс 'Blonde Bomber',a конца 80-х/90-х.

Ронни Доусон   Надо подчеркнуть, что деятельность Ронни, которую он развернул с середины 80-х гг., вообще стала его настоящим 'кам-бэком' - имя этого мастера-виртуоза гитары и его песни стали появляться во всевозможных местах. В 1994 году Ронни Доусон порадовал фэнов отменным лонг-плэем “Monkey Beat!”. В том же 94-м он блестяще выступил во всемирноизвестном «Карнеги-холле» («Carnegie Hall»). Оценивая шоу Ронни в «Карнеги», газета «New York Times» назвала его "гитарным вариантом рок-н-ролльной демониады Джерри Ли Льюиса!" (Jerry Lee 'Killer' Lewis - легендарный пиано-бомбер, прославившийся на весь мир своей неудержимостью и неистовостью!) В 1995 году 'Блонд Бомбер' дважды триумфально выступил в шоу Конана О'Брайена (Conan O'Brien) «Late Night». В 1996 году музыкальный критик издания «Chronicle» Rick Mitchell назвал оттиск Доусона “Just Rockin' & Rollin'” одним из лучших компакт-дисков года.

Ронни Доусон   1998 год стал в карьере Ронни знаковым: 16 и 17 января 1998-го он записал шикарный 'лайвовый' альбом “Live! At the Continental Club” (выступление состоялось в Остине его родного Техаса). Этот диск был издан в апреле 1998 года. После этого 'Blonde Bomber' отыграл на фестивале «The New Orleans Jazz & Heritage» и на шоу Вилли Нельсона (Willie Nelson) «Annual 4th of July Picnic and Viva Las Vegas Rockabilly Weekender». В октябре 1998 года он вернулся к студийной работе, сотворив крепкий лонг-плэй “More Bad Habits” (принтовано 16 марта 1999 года): это был его первый штатовский 'студийник' после почти трехдесятилетнего перерыва. В дополнение ко всему этому его песня “Yum, Yum, Yum” была включена в саунд-трэк известного фильма Майка Николса (Mike Nichols) “Основные цвета” (“Primary Colors”) (в главной роли - Джон Траволта). Этот фильм 'пошел' по всем кинотеатрам Штатов с марта 1998 года. Плюс к этому именитый 'ганз'н роузовец' (“Guns'n Roses”) Izzy Stradlin записал композицию Доусона “Up Jump the Devil” из его альбома “Just Rockin' and Rollin'”.

   В июне 1999 года Ронни 'отрокабиллизировал-отрокеровал' престижный нью-йоркский «Lincoln Center». В конце того же 99-го года две песни 'Блонд Бомбера' из его альбома “More Bad Habits”/'99 попали в фильм “Simpatico” (в главных ролях - Nick Nolte, Sharon Stone) - это произошло в декабре.

   Резюме по десятилетию: всё, что Ронни Доусон делал в 90-х гг., стало 'золотым' стандартом 'лайвовых' Roots-Rock-выступлений - образно говоря, он зажег новый маяк, который 'отвекторил' всех рокеров тех лет.

Ронни Доусон   Турне Доусона в поддержку рэлиза “More Bad Habits”/'99 анонсировалось как его прощальный рокабилльный тур, но это было не так: 'Blonde Bomber' продолжал выступать на фестивалях и играть на специальных концертах до самого конца! Действительно одним из последних сэтов Ронни стало его в высшей степени эмоциональное выступление в Англии на фестивале «Rockabilly Rave» в феврале 2003 года. В мае 2003 года в интервью изданию «The Dallas Morning News» Доусон говорил об этом выступлении так: "Слова бессильны! Я не могу описать ЭТО! Скажу Вам, что я видел, как люди плакали от радости! Честно говоря, я не ожидал ТАКОГО приема и не был готов к такой буре ответных эмоций!"

   Ронни был в отличной форме, несмотря на годы: он сам установил себе дневную норму джоггинга в 10 миль! "Это позволяет мне всегда быть в требуемой кондиции!" - говорил 'Бомбер' по этому поводу, НО…

   В феврале 2002 года Доусону был поставлен безжалостный диагноз: рак горла (таким же диагнозом был в свое время приговорен и легендарный Carl Perkins). Спонтанно началась всемирная кампания фэнов в поддержку этого прославленного и почитаемого ветерана! Состоялись специальные концерты, выручка от которых пошла на покрытие медицинских издержек 'Блонд Бомбера'. В июне 2003 года более дюжины групп выступили на benefit-concert в далласском центре «Sons of Hermann Hall»; другие концерты в поддержку 'BB' прошли в Чикаго и в городе его детства - Waxahachie.

Ронни Доусон и Лиза Панкратц   Все, кто знал Доусона, жутко за него переживали! У его доктора вытребовали-выцарапали подробности: как выяснилось, метастазами уже были поражены и легкие Ронни - его дни были сочтены…

   "Не горюйте обо мне! - говорил Ронни 'Блонд Бомбер' Доусон своим близким, друзьям, почитателям и всем, кто его поддерживал, после того, как было установлено, что шансов у него нет никаких. - Я 63 года не знал, что такое болезнь, и только в этом году впервые в жизни попал в госпиталь! Ей Богу, мне грех жаловаться - ну посудите сами: 63 года полноценной, здоровой жизни! Тут не печалиться нужно - это отпраздновать надо! Вот я и праздную! Так что, не печальтесь и Вы!"

   'Последнее прощай' этот гранд roots-рока сказал нам в 16:35, во вторник, 30 сентября 2003 года… Ему было 64 года… После постановки диагноза он прожил год и 7 месяцев… Прощальная церемония с корифеем рокабилльной гитары Ронни 'Блонд Бомбером' Доусоном состоялась в воскресенье, 5 октября 2003 года, с 15.00 до 18.00 по адресу: Sons of Hermann Hall, 3414 Elm St., Dallas…

Ронни Доусон и Лиза Панкратц   Лиза Панкратц (Lisa Pankratz), 10 лет игравшая на барабанах в бэк-бэнде 'Блонд Бомбера', как-то заметила: "Ронни никогда не воспринимался старомодным! Он не был выходцем минувших десятилетий! Он всегда звучал актуально, значимо, был в контексте жанра, исповедуя принцип: "Будь интересен здесь и сейчас!""

   Здесь и сейчас я говорю: музыка Ронни Доусона всегда звучала, звучит и будет звучать ново, свежо, самобытно, интересно, ибо это - классика жанра!

   Ронни! Ты ушел только из этого мира, но ты никогда не будешь забыт! Двери рокабилльного рая раскрылись для тебя 5 октября 2003 года, в 18 часов 01 минуту!

   Спасибо тебе, 'The Great Blonde Bomber'! Your 'Blonde Bomb Boom' is fantastic and it's forever! GOD BLESS YOU!



Ронни Доусон




Сергей Тройников



Сергей Тройников

10 октября 2003 года


Авторы и создатели:
Игорь Снисаренко [admin@live.kiev.ua]
Сергей Тройников [dixie@live.kiev.ua]
©2000-2008