Живой звук в Киеве. Начальная страница.
Живой звук в Киеве. Для тех, кто ценит неподдельную музыку!
«Блюзлэнд». Начальная страница

Радиопрограмма «Блюзлэнд»

 Сергея Тройникова


ПАМЯТИ НИНЫ СИМОНЭ


«I Put a Spell on You!»


Нина Симонэ

« - У тебя появится шанс, если ты запоёшь так же круто, как ты играешь на пианино!» - из разговора Нины Симонэ с боссами одного из ночных клубов Atlantic-City


Нина Симонэ    Nina Simone - одна из крупнейших звёзд ХХ века. И она - одна из наиболее трудно классифицируемых певиц. Она активно и обширно записывалась в духе Soul-, Jazz- и Pop-идиом, причем, зачастую в рамках одного и того же альбома. Кроме этого, Нина комфортно чувствовала себя в таких жанрах, как Blues, Gospel и Broadway. Вероятно, наиболее правильно, наиболее точно будет назвать ее соул-певицей - в большей степени благодаря ее эмоциональности, душевности, нежели благодаря жанровой форме. Так же, как, например, Aretha Franklin или, скажем, Dusty Springfield, Симонэ была эклектичной исполнительницей. Она одухотворяла любой музыкальный материал, к которому прикасалась. И её интерпретации иначе как уникальными и не назовешь!

   Душевность, теплота, искренность - вот мощнейшие достоинства Нины. Как это обычно и бывает в подобных случаях, именно эти качества и не позволили Нине Симонэ Нина Симонэдобиться известности у действительно широкой аудитории.Нина Симонэ То же самое можно сказать о её сценическом образе: Нина восхищала своей бескомпромиссной честностью и ярко выраженной индивидуальностью! И она же была знаменита своей непримиримой враждой с толпой, с массой, а также и с промоутерами (" - Вы знаете, профессор! Если бы Вы не были европейским светилом и если бы за Вас не заступились столь возмутительным образом, Вас следовало бы арестовать! - За что? - А Вы не любите пролетариат! - ДА, Я НЕ ЛЮБЛЮ ПРОЛЕТАРИАТ!" - Михаил Афанасьевич Булгаков, «Собачье сердце»)!

   Нина Симонэ была осенена Божьей благодатью, но не все у неё было так легко, гладко и безоблачно. Она росла в семье, где кроме неё было ещё 7 детей - no comments! В самом начале своей сознательной музыкальной жизни Нина питала надеждыНина Симонэ стать классической пианисткой. Она училась не где-нибудь, а в знаменитой и престижной Julliard School of Music - раритетное, прецедентное достижение для афро-американки в 50-х гг. На учебу нужны были деньги - Нина зарабатывала их сама: работала аккомпаниатором и давала уроки игры на фортепиано.

   Подыскивая себе более-менее пристойную в смысле оплаты работу пианистки, Симонэ как-то услышала в ночном клубе Atlantic-City знаковую для себя фразу: "У тебя появится шанс, если ты запоёшь так же круто, как и играешь!" Вот так, почти случайно, и началась её блестящая вокальная карьера. Но надо подчеркнуть, что фортепиано Нина никогда не забывала и пронесла свою любовь к этому инструменту и недюжинное умение играть на нем через всю свою жизнь.

   В конце 50-х гг. Симонэ начала записываться для небольшой фирмы «Bethlehem» (это было подразделение архи-влиятельной и непереоценимо важной для развития музыки ХХ Нина Симонэстолетия фирмы «King», специализировавшейся на формате Early-R&B/Rock'n'Roll). В 1959 году её версия композиции Джорджа Гершвина “I Love You Porgy” попала в хит-парад “Top 20”. Надо заметить, что хитов у Нины было мало, НО ЕЙ ХИТЫ И НЕ БЫЛИ НУЖНЫ - она 'брала' другим!

   В конце 50-х гг. Нина Симонэ записала 2 альбома на фирме «Colpix» - 1 их них был 'лайвовым'. В первой половине 60-х гг. она записала там же ещё 7 альбомов - 2 их них были записаны 'вживую'. Эти работы составили значительную часть фундаментала её звукозаписывающей Нина Симонэдеятельности. Они являли миру исполнительницу с почти непревзойденным эклектизмом! Её подача охватывала всё, что только можно охватить: от джазовых стандартов Эллингтона и фолк-песен до музыки стиля Spirituals и утвердившегося относительно недавно (для начала 60-х) жанра Movie-Themes. Очень многое из того, что было выпущено Ниной на «Colpix», стало джазовыми стандартами.

   Лучшие работы Нины Симонэ были выпущены в середине 60-х гг. фирмой «Phillips». В них воплощены предельная откровенность, и даже открытость, обнаженность души певицы и ее впечатляющая работоспособность: 7 лонг-плэев были сотворены в течение 3-х лет. Стилистический Нина Симонэспектр Нины по-прежнему широк и эклектичен: от тёплых, умиротворяющих баллад и изумительных инструментальных фортепианных композиций до популяра, записанного с акцентированной секцией духовых, и сердитых песен протеста с политическим подтекстом, всё так же идущих прямо от сердца. В этот период Нина подарила ценителям немало воистину чудесных произведений, вошедших в сокровищницу музыкальной культуры ХХ века.

   Голос Нины описать невозможно, но в нём было нечто, что заставляло стынуть кровь в жилах, вздыбливало волосы и одновременно взрывало изнутри чувством удивительного счастья и неподдельных эмоций! Голос Нины Симонэ - предельно эмоциональный и элегантный, подлинный - как никакой другой проявлял и воплощал независимый дух своей обладательницы и запечатлевал анормальную чувственность и нежность, на которую только способен человек!

   Так же, как и многие другие афро-американские исполнители середины 60-х гг., Симонэ была глубоко взволнована знаменитым движением по борьбе за гражданские права, за равноправие 'чёрных'. Некоторые записи Нины тех лет проявили её отношение к данному явлению Нина Симонэнастолько мощно, что это позволило называть эти работы гимнами революционного “Civil Rights” и “Black Pride” движения. В этой гражданской подборке Нины Симонэ нужно выделить запись “Old Jim Crow” и, особенно, просто классический номер “Mississippi Goddam” - эти нетлены были написаны Ниной лично (!), что дало толчок разговорам и об уникальном композиторском таланте этой разнопланово одаренной исполнительницы.

Нина Симонэ   Конечно, не только её граждански-политизированный авторский материал был отменным - несколько 'каверов' Нины Симонэ всё тех же судьбоносных 60-х стали классикой! В первую очередь в этой связи вспоминаются: её 'пересмотр' стандарта Уэйлля-Брэхта (Weill-Brecht) “Pirate Jenny”, в который она ввела контрапунктом 'рябину горечи' типичных для афро-американцев переживаний и страданий, и её печальная интерпретация номера Брэля (Brel) “Ne Me Quitte Pas”. Другими 'хайлайтами' Нины того насыщенного десятилетия и конца 50-х гг. были: версия номера “Don't Let Me Be Misunderstood”, 'перекаверованная' позднее Нина Симонэгруппой “Animals” в рок-хит; 'бомба' чувственности “I Put a Spell on You”, которая вдохновила 'Битлов' на создание вокальной партии в 'незабвене' Michelle и 'снесла крышу' уже и без того 'безбашенному' Скримин Джею Хокинсу (Screamin' Jay Hawkins); а также, конечно, очаровательно джазовые оттиски “See Line Woman”, “My Baby Just Cares for Me” и “I Got It Bad (And That Ain't Good)”.

   В 1966 году начался 8-летний период сотрудничества Нины Симонэ с гигантом пластиночной индустрии - фирмой «RCA». Её знаменитой эклектичности стало заметно меньше. Трудно сказать, чем это было вызвано в большей степени, но я склонен полагать, что свои руки к этому приложили 'рулевые' "RCA". И в аранжировках, и в материале Нина сконцентрировалась на heavy-pop-soul-базе. И в этом формате она тоже преуспела, 'выдав на гора' несколько первоклассных 'нарезов' - 'хайлайтов' её плодотворной Нина Симонэкарьеры: “Young, Gifted & Black” (авторы: Nina Simone и Weldon Irvine Jr. - эту вещь позднее с успехом перепели Aretha Franklin и Donny Hathaway), “Ain't Got No” и “To Love Somebody” (её 'кавер' песни группы “Bee Gees”).

   Тяжелые времена для Нины настали в 70-х: 'на голову ей упали' и развод с мужем/менеджером Энди Страдом (Andy Stroud), и серьёзные финансовые проблемы. Вынужденная кочевность 'заполировала' эффект проблемности: Симонэ искала себе пристанище и в Швейцарии, и в Либерии, и в Барбадосе, и во Франции, и в Британии. После ухода с «RCA» она записывалась и издавалась редко, но, несмотря на это, в 1978 году ухитрилась выдать на маленькой фирме «CTI» классный лонг-плэй “Baltimore”.

   Неожиданный успех догнал Нину Симонэ в 1987 году (догнал из конца 50-х), когда её ранний хит “My Baby Just Cares for Me” был использован в рекламе всемирноизвестных духов «Chanel». Этот номер Нины вновь потряс хит-парад Туманного Альбиона!

   В 1991 году увидела свет автобиография Нины Симонэ “I Put a Spell on You”. В 1993 году она выпустила на фирме-гиганте «Elektra» свой альбом “A Single Woman”, тем самым, заявив в полный голос о своем великом возвращении на американский музыкальный рынок. После того, как несколько песен Нины украсили нашумевший фильм “Point of No Return”, её фото вновь Нина Симонэзамелькали на обложках престижных изданий. Все было хорошо, но жизнь Нины Симонэ начали серьезно осложнять проблемы со здоровьем. В конце 90-х ей стало совсем худо, а во время выступления в легендарном «Карнеги-Холле» («Carnegie Hall») в 2001 году она уже не могла самостоятельно выйти на сцену и вообще не могла обходиться на сцене без помощи…

   21 апреля 2003 года Нина Симонэ умерла в своем доме во Франции, в местечке Carry-le-Rouet, где она жила в последние годы своей жизни… Ей было 70 лет и 2 месяца…

   Вспоминаю, как один уважаемый йог вразумлял нетерпеливых и необразованных учеников, которые жаловались ему на то, что не видят позитивных сдвигов от выполнения тех или иных упражнений. Он сделал это красиво! Он сказал: "Перед Вами наполовину наполненное ведро,Нина Симонэ Вы роняете в него одну каплю - видны изменения?? Вот то-то и оно! НО ОНИ ЕСТЬ! И Вы это знаете!" То же самое - с потерями. Утром 22 апреля 2003 года мир, возможно, и не очень заметил забранную из его емкости жизни планетарного масштаба каплю живительной влаги по имени Нина Симонэ и не замедлил своего бега во времени, НО ОН ЕЁ ПОТЕРЯЛ! Те же, кто знал Нину Симонэ, ещё ДО сообщений информационных агентств почувствовали, что лишились чего-то невосполнимого! Я хочу сказать, что уходы таких людей, как Нина Симонэ, всегда оставляют после себя явственное, физическое ощущение невосполнимой потери. Я употребляю слово "потеря" потому, что времена меняются, и смена ТАКИМ звёздам приходит далеко не всегда, ох, не всегда (если вообще приходит!)!

   Друзья! Восполняйте эту потерю, слушая волшебную музыку Нины Симонэ! Слава Богу, её диски сейчас доступны! Я с великой благодарностью кланяюсь этой женщине в пояс и уверен - ко мне присоединяются все, кто хотя бы раз слышал, КАК ОНА ПОЁТ (не могу написать "пела")!

   Спасибо, Нина! You put a spell on us - forever! GOD BLESS YOU!



Нина Симонэ




Сергей Тройников



Сергей Тройников

29 апреля 2003 года


Авторы и создатели:
Игорь Снисаренко [admin@live.kiev.ua]
Сергей Тройников [dixie@live.kiev.ua]
©2000-2008