Живой звук в Киеве. Начальная страница.
Живой звук в Киеве. Для тех, кто ценит неподдельную музыку!
«Блюзлэнд». Начальная страница

Радиопрограмма «Блюзлэнд»

 Сергея Тройникова


ЛЕО ФЕНДЕР


«Великий коммуникатор!
Или Звукоизвлечение на все времена!»


 

Шестидесятилетию (1946-2006) триумфального шествия посвящается!


Лео Фендер   Для того чтобы понять, а почему это именно так - почему великий и почему коммуникатор, необходимо совершить экскурс в историю человечества. Уже самая заря ее была ознаменована появлением дилеммы: "Торговля или война?" Музыканты - люди мирные, к войне не склонные по природе своей, а потому справедливо считаются представителями миролюбивого племени торговцев. Итак: есть товар - музыка, творчество, мастерство музыканта, и есть потребитель - слушатель, зритель. Вот и вся проблема! Вот вокруг этого все и вертится! Еще проще: есть сено, и есть ярмарка. Чтобы доставить сено на ярмарку на продажу, нужна телега. Еще пример: есть лен, есть его покупатель. Между ними - океан. Образно и поэтически выражаясь, Лео Фендер - это один из великих коммуникаторов человечества. Он стал тем кораблем, тем лайнером, который упростил связи между музыкантами и их слушателями. Он многократно повысил возможности продавцов. Своим творчеством, своими изобретениями он повлиял на упразднение или, как минимум, уменьшение ограничений, накладываемых на музыкантов расстоянием, пространством. Не случайно Лео находится в контексте развития таких явлений, как радиовещание и грамзапись. Совершая вояж в историю, дабы подчеркнуть и выпуклее очертить значение деятельности Фендера, нельзя не вспомнить о знаковом событии начала 30-х гг., когда из легендарного нью-йоркского «Коттон Клаба» была впервые организована всенациональная радиотрансляция. Переоценить значение этого события трудно: любой желающий в любом уголке страны мог услышать Дюка Эллингтона, Кэба Кэллоуэя и других звезд той эпохи! Ту же цель преследовала грамзапись: донести музыкальный товар до любого желающего, упростить его приобретение, облегчить приобщение к нему.

   Сердце Лео было изначально отдано струнной музыке. Естественно, он стремился расширить сферы ее влияния. Для иллюстрации естественности и неизбежности этого стремления можно вспомнить одного классического персонажа - Незнайку Носова. Помните, как он осваивал игру на трубе? Он, во-первых, действовал под девизом: "Нажимай да дуй посильнее!" А во-вторых, отказался играть в поле потому, что "в поле ведь никто не услышит!" Для нашего исследования-посвящения важна именно вот эта причина отказа: мощи не хватит "докричаться" до слушателя! Юмор - юмором, но суть такова: любая творческая личность рано или поздно сталкивается с проблемой экспансии своих творений. Не исключение и Лео. Для расширения сфер влияния своих любимых инструментов ему требовалось решить две судьбоносные задачи: обеспечить и облегчить возможность звукозаписи гитары и повысить степень ее воздействия, сделав более мощной, более функциональной. Он этого добился и благодаря этому вошел в историю, ибо переоценить возможности, предоставленные Лео всем тем, кто посвятил себя гитаре, нельзя!

   Тут вырисовывается один показательный вопрос: понимал ли сам Фендер - в глобальном, в сакральном смысле, - что он делает и для чего? При всей кажущейся очевидности ответа на этот вопрос, не все так просто! И в этом "не все так просто" - ментальное подтверждение глобальности содеянного Фендером! Иначе говоря: отдавал ли себе Лео отчет в том, за что он в конечном счете борется, когда сам формулировал свою задачу непритязательно, неброско и непоэтично: "Я хотел, чтобы мои электрогитары и усилки могли перекричать дудки биг-бэндов!"? Образно выражаясь, осознавал ли он до конца, зачем вырезает гипофиз и придатки собаки и пересаживает их человеку? Еще проще: представлял ли, какой гомункул зародится в его реторте? Однозначного ответа с опорой на первоисточники - нет, но я не побоюсь ответить в булгаковском стиле: " - Я должен признать свою ошибку: перемена гипофиза дает не омоложение, а полное очеловечивание! - Дорогой профессор! От этого ваше замечательное, гениальное открытие не становится менее значимым!" Действительно, изначально планировалось предоставить гитарам возможность попросту переорать-'перебодать' оркестры, а в итоге все изобретения Лео, все его опыты с электрикой посодействовали интерграции музыкального мира и принципиально новому, интенсивному развитию такой его прекрасной составляющей, как струнная!

   Лео Фендер - это один из тех узлов в мировой сети обмена информацией, благодаря которому скорость этого самого обмена информацией в музыкальной части этого мира повысилась многократно. Таким образом, этот великий коммуникатор создал особый канал связи, который расширил локальную привязку, уже начавшую душить современных ему музыкантов. - Отсюда и заслуги Лео в коммуникации и интеграции человечества. Он свел ограничивающее воздействие расстояний, пространства практически на нет. Примеров тому - тонны! И то, что мы, находясь на расстоянии 8 часовых поясов от родины Лео - Фуллертона, говорим об оборудовании Фендера и наслаждаемся его звучанием - тому одно из подтверждений.

   1948 г. - веховый в эпохе Фендера. В том году Лео создал 'усилки' Champion-800, Princeton и Deluxe с твидовым покрытием. И в том же 48-м Лео начал работу над конструкцией его первой, прославившейся впоследствии цельнокорпусной электрогитары, которую он назвал "Broadcaster", а затем переименовал в "Telecaster". Изобретение Лео Фендером "Телекастера" воистину было великим даром миру музыки - многочисленным гитаристам и всем тем, кто просто любит гитарный звук. А это было ой как непросто - это была революция! Эту инновацию Лео сначала осмеивали! Ему говорили, что нельзя делать цельнокорпусную, иначе говоря, неполокорпусную гитару, ибо она не будет резонировать, и вообще, звук будет - 'фуфел'! В 1950-м г. на чикагской выставке дилеры и конкуренты уделили "Телекастеру", тогда еще "Бродкастеру" не слишком много внимания. Больше того, кое-кто из конкурентов назвал ее "лодочным веслом" и "стульчаком со струнами". Да, это правда, что в те первые годы гитары Фендера не сразу были приняты дилерами и исполнителями, потому что сама их концепция была действительно немного "того" по сравнению с тем, что они привыкли видеть. Но прошло совсем немного времени, и вот как заговорили о продукции Лео: "Услышав звук гитары Боба Фостера, я прямо подскочил на стуле: у его стил-гитары был самый красивый и четкий звук, который я когда-либо слышал. Я как завороженный впился взглядом в эту гитару - светлого цвета с хромированными штуковинами около торца. У меня не было ни малейшего представления о том, что это была за гитара, и я с трудом дождался окончания представления, чтобы побежать за кулисы выяснить это. Я узнал, что это ФЕНДЕР! И что это имя парня, с которым я теперь не могу не познакомиться!" Это из воспоминаний Форреста Уайта - друга и тогда будущего директора производства империи Лео.

   В эпоху рок-н-ролла гитары Лео вписались идеально. Это было как глоток свежего воздуха после душной, прокуренной комнаты. Если другие жанры поначалу принимали фендеровские придумки недружелюбно, недоброжелательно, настороженно и с непониманием, то рок-н-ролл, казалось, ждал чего-то такого - ракетоподобного! Форма гитар Фендера олицетворяла стремительность нового стиля. И если кто-то кое-где считал такие формы уродливыми, то здесь они пришлись ко двору, как специально выточенные. Мы можем вспомнить имена знаковых рок-н-роллистов со 'Стратом' или с 'Телеком' наперевес: Пол Бёрлисон (из трио Джонни Бёрнетта), Джеймс Бёртон (играл с Элвисом), Рик Нельсон, Рой Орбисон, Роланд Джеймс (из бэнда огненного Джерри Ли Льюиса), Дэнни Гэттон, Бадди Холли - все они, безусловно, вложили всю свою недюжинную мощь в дело развития и популяризации гитарных идей Фендера.

   Электрические гитары Лео Фендера кардинально преобразили и мир блюза. Для того чтобы понять это, нужно вспомнить о послевоенной волне миграции блюзмэнов Юга на Север, в особенности - в города, и чаще всего - в Чикаго. Закончилась 2-я Мировая война. Черные американцы хотели большего, особенно после того, как многие из них глотнули свободы и отведали чувства собственной значимости во время службы в армии. Но дома их стремление изменить статус "Дяди Тома" на нечто более пристойное никакой "ответной страсти" не находило. Когда блюзмэны Юга поехали на Север в поисках лучшей доли (и в поисках возможности зарабатывать своей музыкой), они очень быстро на своей шкуре прочувствовали, что выходцев из деревни в городах никто не ждал с распростертыми объятиями и хлебом-солью не встречал. Образ блюзмэна конца 40-х/начала 50-х - это немного потерянный, слегка растерявшийся, ощутимо утративший почву под ногами негр с подчеркнуто серьёзным, суровым выражением лица, которым он эту неустроенность и маргинальность не вписавшегося в каменные, холодные джунгли деревенского менестреля хотел прикрыть. Фото тех времен запечатлели этих внутренних иммигрантов в обязательном порядке завернутыми в костюм с галстуком. То была отчаянная попытка прикрыть внешними символами принадлежности к желаемому отсутствие этой самой принадлежности. Эти атрибуты одежды смотрелись на них, ну если и не как на корове седло, то уж точно как цилиндр на водителе автобуса.

   Кстати, сколько их ушло после переезда из блюза - в водители, в бульдозеристы, в строители, в привратники и пр., - не сосчитать. Их блюз за пределами ближнего круга посвященных никто толком не слышал. А если слышал, то воспринимал как встречу с туземной экзотикой во время сафари. Не больше. Не выше. Отсюда наличие отсутствия пристойной материальной отдачи. Электрогитара помогла черным блюзмэнам вынести их музыку за локальные пределы, разорвать нити исключительно этнических, фолк-привязок. Новая - белая аудитория с огромным удовольствием открыла для себя - и именно в те годы, в 50-е - корневой, первородный черный блюз. Сколько воспоминаний осталось на эту тему. Т.е. блюз с уровня забитого, заброшенного 'селюка' поднялся на приличествующее ему (и соответствующее фактуре!) место настоящего искусства! Более того, многие после этого обломали себе зубы, кидаясь в блюз нахрапом, в раже, и очень быстро убедились, что играть блюз может далеко не каждый! В значительной степени это стало возможным благодаря изыскам нашего героя и его коллег. Анналы блюза с гордостью зафиксировали имя музыканта, который стал первым исполнителем блюза на электрогитаре - им стал Мадди Уотэрс, он же - МакКинли Морганфилд. Истинный пионер электрического блюза. Затем его посыл был подхвачен Элмором Джеймсом, Хаулином Вулфом, Бадди Гаем, Албертом Коллинзом и другими корифеями. Ныне исторический факт первопроходческой заслуги Уотэрса увековечен выпуском именного ТЕЛЕКАСТЕРА Мадди фирмы ФЕНДЕР.

   "Fender Precision Bass" - одно из трех величайших достижений нашего героя. Конечно же, бас-гитару изобрел не Лео Фендер. Но именно Лео Фендер первым сделал электрический бас с ладами, на котором можно было играть как на обычной гитаре. Здесь он позаимствовал идею и довел ее до совершенства. Когда Лео спрашивали, как ему пришла в голову идея сделать электрический бас, он отвечал так: "Просто чувствовалась потребность в таком инструменте. В сороковые и пятидесятые было много гитаристов, игравших в оркестрах, которые переходили на вертикальные басы. С огромными будками (их еще называли собачьими будками) было чертовски сложно управляться. Большой проблемой было, например, если исполнитель на таком инструменте еще и пел. Нужен был транспортабельный бас с ладами, который был бы слышен в оркестре. Если бы у баса были лады, тогда музыканту не надо было бы слушать, попал он в ноту или нет". Чтобы удовлетворить эту потребность, в 1950-м году Лео и начал разрабатывать модель бас-гитары. Первые вышедшие из производства басы появились только во второй половине 1951-го, и выглядели они как увеличенные Телекастеры.

   Интересно сопоставить то, как принимали Precision Bass на выставке NAMM 1951 года, с тем, как там же годом ранее принимали его 'Телек'. Вот как это было: "Те, кто еще не был уверен, что Лео свихнулся, когда он привез цельнокорпусную гитару, окончательно убедились в этом, когда он показал бас-гитару. Они были убеждены, что только полный идиот мог играть на такой штуке". Лео не был разочарован этими первыми впечатлениями, которые произвела его бас-гитара, потому что был уверен в своей правоте. Время ее подтвердило: сегодня "Precision Bass" - самая задействуемая в мире модель бас-гитара!

   Многие музыканты расходятся во мнении относительно того, что было самым значительным вкладом Лео в развитие струнных инструментов - Precision Bass или Stratocaster. Но Stratocaster, без сомнения, является самой копируемой цельнокорпусной электрогитарой в мире. Мнения также расходятся относительно времени начала его разработки и того, чьи идеи были воплощены в окончательной модели. Stratocaster совершенно точно не бал разработан и сделан каким-то одним человеком. Целью его создания было расширение линейки музыкальных инструментов Fender для увеличения продаж.

   По мнению Фрэдди Тавареса, основные идеи Лео позаимствовал у Билла Карсона (Bill Carson). Билл Карсон был и остается великим гитаристом. Он играл ведущие гитарные партии у Хэнка Томсона (Hank Thompson) с 1952-го по 1954-й. Потом он ушел лидер-гитаристом к Биллу Грею (Bill Gray), другому участнику группы Хэнка, который ушел от него, чтобы собрать свою команду. Лео с большим вниманием относился к его мнению. Фредди рассказывал, что сделать на Stratocaster,е шесть раздельных бриджевых седел было идеей Билла. Биллу же, по его мнению, принадлежит и заслуга оконтуривания корпуса. Карсон говорил Лео, что гитара должна "сидеть как рубашка" (он тогда носил рубашки в стиле вестерн, которые обтягивают тело как перчатка). Полностью к заслугам Лео стоит отнести форму корпуса, доводку шестисекционного комплекта бриджа и систему тремоло. Другая история - дизайн головы грифа. Для того чтобы составить свое мнение, вам стоит взглянуть на ту цельнокорпусную гитару, что Пол Бигсби сделал для Мерла Трэвиса. Нет никаких сомнений в том, что она оказала влияние на форму головы грифа Stratocaster,а.

   Весной и летом 1954 года было сделано несколько 'Стратов'. Они рассматривались как образцы, модели-"подопытные кролики", на которых предполагалось опробовать рабочие параметры гитар и понять отношение к ним. Многие великие гитаристы выбрали Stratocaster в качестве своего главного инструмента. Всех их перечислить невозможно, но я уверен, что вы знаете такие имена, как Дик Дэйл, Бадди Холли, Джефф Бек, Джими Хендрикс, Рай Кудер, Эрик Клэптон, Элден Шэмблин, Стиви Рэй Вон, Эдриан Билью, Дэнни Гэттон, Стив Хау, Ингви Мальмстин, Робин Трауэр, Роберт Крэй, Эрик Джонсон, Джеймс Гарвер, Стив Маклюр, Ритчи Блэкмор. Есть еще много других, и среди них - Билл Карсон, идеи которого помогли сделать Stratocaster тем великим инструментом, которым он является.

   Вся история Лео Фендера - это типичная, классическая для Штатов, красивая история успеха. Это душещипательная, душепользительная история достижения успеха человеком с идеей, человеком одержимым. Мне вообще кажется великой глупостью то, что янки несут по всему земному шару свои идеи преимущественно бомбами, ракетами, погонями за мифическими террористами, охотой-поиском несуществующего оружия и вообще всяческими параноидальными выходками и мегаманьяческим насилием, вместо того, чтобы нести их в первую очередь под знаменем, на котором были бы начертаны имена Лео Фендера, других таких же творцов, как он, и музыкантов, которые обессмертили себя своим именным саундом! Ей-ей, КПД такой штатовской "переможної ходи" был бы неизмеримо выше и не вызывал бы в ответ лавины справедливого противодействующего негатива. Подтверждение тому - музыка, которую играют во всем мире на инструментах Лео и которая всем и везде дарит исключительно позитив!


Сергей Тройников



Сергей Тройников

7 декабря 2006 года




Дополнительная информация:

- статья Форреста Уайта (Forrest White) о Лео Фендере



Авторы и создатели:
Игорь Снисаренко [admin@live.kiev.ua]
Сергей Тройников [dixie@live.kiev.ua]
©2000-2008