Живой звук в Киеве. Начальная страница.
Живой звук в Киеве. Для тех, кто ценит неподдельную музыку!
«Блюзлэнд». Начальная страница

Радиопрограмма «Блюзлэнд»

 Сергея Тройникова


ЭКРАННЫЕ ЛИЦА ХХ-го ВЕКА


Кларк ГЕЙБЛ


Кларк Гейбл

Столетию со дня рождения посвящается


(Статья написана как специальное приложение цикла передач джазовой программы «Созвездие», посвященного обзору памятной музыки знаменитых американских фильмов)

За ним гонялись женщины, боссы киноиндустрии и даже солдаты фюрера. Сам он всю жизнь гнался за самим собой, намеренно взвинчивая темп этой гонки. Это в значительной степени ускорило его уход, но, в то же время, и застолбило ему место на прииске вечности.


   Великий американский актер Кларк ГЕЙБЛ (Clark GABLE) родился 1 февраля 1901 года в местечке Кадиз, штат Огайо. Его отец был нефтяным бурильщиком и фермером. До шестнадцатилетнего возраста у Кларка была сравнительно спокойная юность. Она закончилась тогда, когда приятель уговорил нашего героя поехать работать на шинную фабрику в Акрон. Именно здесь ГЕЙБЛ увидел первое в своей жизни профессиональное актерское выступление и был заворожен, просто сражен наповал. Периодически Кларк работал со своим отцом на нефтяных полях, но повторить его путь и сделать карьеру на нефтяном поприще юному театралу не улыбалось.

Кларк Гейбл   На совершеннолетие ГЕЙБЛ получил типично американский подарок - 300$ и использовал его для того, чтобы начать театральную карьеру. (Для 1922 года это были приличные деньги: в то время (20-е годы) один человек за 100$ мог в течение месяца тонуть в роскоши чикагского отеля «Дрэйк»; семья из четырех человек платила там 297,5$ за номер в месяц; фирменный обед в ресторане при отеле стоил 1,5$; за четверть доллара можно было купить две пачки сигарет «Old Gold», «Lucky Strike» и «Chesterfield»; порция рыбы с картофелем и салатом в «North American Restaurant» стоила 65 центов, жареные ребрышки - 40, полкилограмма кофе - 45; бокал пива продавали за 5 центов, рюмку водки - за 10; продавщица универмага могла уложиться завтраком в 15 центов; ланч в магазинной столовой мог 'затянуть' аж на 14-17 центов, обед в закусочной - на 20; за вход на площадку для катания на роликовых коньках женщины платили 30 центов за вечер, мужчины - 40; автомобиль «ФОРД» модели 'А' /1926/, заменивший знаменитую модель 'Т', стоил от 385 до 570$.) Однако солидный финансовый стартовый задел далеко не всегда является гарантией удачного карьерного старта. Несколько лет ГЕЙБЛ набивал шишки, работая на обанкротившиеся акционерные компании, на жуликоватых (а бывали другие?) театральных менеджеров и подкармливаясь случайно обламывающимися приработками (знакомо, правда?). Так продолжалось до тех пор, пока потенциальному Королю экрана и покорителю дамских сердец не удалось попасть под теплое крылышко актрисы-мэтрессы Жозефины ДИЛЛОН Жозефина Диллон и Кларк Гейбл(Josephine DILLON). ДИЛЛОН была значительно старше ГЕЙБЛА. (В большей степени тут сработал материнский инстинкт, но не только он - был и расчет с ее стороны в связи с опекой 'Гадкого утенка': блистать в актерстве ей было уже затруднительно из-за возраста - отсюда естественный психологический дискомфорт, но самоутвердиться в педагогической епархии она, безусловно, могла и, таким образом, провалы в уровне чувства ее значимости, востребованности и нужности выравнивались.) В отношении своего протеже она избрала роль играющего тренера-воспитателя: Жозефина поработала с ним над техникой речи, подкорректировала дикцию, 'поставила' ему актерскую пластику, заплатила за приведение в порядок его неэкранных зубов и - логично-ожидаемый финал! - стала в 1924 году первой из пяти жен Кларка ГЕЙБЛА. (Жены играли в судьбе 'Унесенного ветром' значительную роль и к теме марьяжа по ходу повествования мы вынуждены будем периодически возвращаться.)

   Брак с ДИЛЛОН, конечно, не имел реального супружеского будущего и довольно скоро он пошел под уклон. Зато кривая карьеры ГЕЙБЛА начала выбиваться из мертвой зоны в область Кларк Гейбл с Джин Харлоу. Эта пара притягивала зрителей в шести фильмах.внимания вершителей кино-политики. Он 'засветился' в региональном театре, проявил себя в так называемых road-shows - передвижных театрах, добился дополнительных ролей в кино. И тут - фортуна! То, что называется: "В нужное время, в нужном месте". В нашем случае: плюс с нужной физиономией. Кларк взялся за Бродвей как раз в то самое время, когда тамошние продюсеры активно начали искать новый образ. Они хотели получить типаж кого-то грубоватого, приземленного, неотшлифованного, с чем-то самцеватым, первородным (как это Кларк Гейбл - апофеоз слияния в одном человеке природного с породнымговорят - поближе к народу, попроще и подоступнее), чтобы сработать на контрасте с существующими стандартными глянцево-плакатными, идеально фотогеничными экранными героями. ГЕЙБЛ был тут как тут: он выиграл этот биль! Однако его вторая жена - богатая Риа ЛЭНГХЭМ (Ria LANGHAM) (кстати, супруга вновь была старше) убедила Кларка в необходимости привнести в его типаж немного грации и изящества. По ее мнению, печать породы выгодно оттенила бы и, таким образом, подчеркнула бы его природную мужчинистость. ГЕЙБЛ применял этот прием и, надо признать, он срабатывал: например, образ Рэтта БАТЛЕРА - это апофеоз слияния в одном человеке природного с породным.

   В 1930 году в Лос-Анджелесе был представлен фильм “Последняя миля” (“The Last Mile”), в котором ГЕЙБЛ сыграл роль Киллера МИАРСА (Killer MEARS). Она перенесла своего воплотителя в фокус пристального внимания киностудий. Однако, перед переходом в 'высшую лигу' восходящую звезду экрана ждала новая 'проверка на вшивость': Кларка подкачали его уши, а точнее - их размер. Кларка Гейбла подкачали его уши, а точнее - их размер, но в ответ он только улыбался и продолжал сниматься в большом киноМногие продюсеры считали, что уши ГЕЙБЛА слишком большие для человека, который претендует на роль кино-идола. Идол - это не преувеличение: степень влияния исполнителей главных ролей на зрительские массы в то время была действительно громадной. (Давайте немного развлечемся. Аргументы критики не зависят от языка, на котором они высказываются, и от места аутодафе тестируемого по физическим параметрам актера. Дабы не быть голословным, предлагаю вспомнить наших звезд: Армена ДЖИГАРХАНЯНА с его шеей, а точнее - с ее отсутствием, Алису ФРЕЙНДЛИХ и Станислава САДАЛЬСКОГО с их прикусом, Леонида БЫКОВА с его 158 сантиметрами роста и т.д., и т.п. Каждый может самостоятельно легко продолжить этот перечень.) Образно говоря, Кларк ГЕЙБЛ 'получил по ушам', но в большое кино все-таки ухитрился с ними прорваться (спасибо гримерам и стилистам?).

   Первая полновесная роль со словами досталась 'Ушастому' ('Mr. Big Ears') в 1931 году в фильме “Нарисованная пустыня” (“The Painted Desert”). Путь на большой экран он начал, естественно, с ролей злодеев и гангстеров. (Почему - "естественно"? Типаж сказался!). Прежний уровень появления на экране в качестве статиста или с единственной репликой в объеме: "Ваш чай, сэр", - оставался в прошлом.

Кларк Гейбл за подписью контракта с MGM на роль Рэтта Батлера в “Унесенных ветром”   В 1932 году ГЕЙБЛ стал звездой знаменитой студии MGM. Это был его 'час ноль'. На MGM он оставался 22 года, в течение которых у него были ангажементы и от других фирм. С одной из таких гейбловских 'игр на сторону' вышел показательный случай. В 1934 году директор студии «Коламбия» («Columbia Studios») Фрэнк КАПРА (Frank CAPRA) лично заангажировал звезду MGM Кларка ГЕЙБЛА для съемок фильма “Это случилось однажды ночью” (“It Happened One Night”). Это был приятный комедийный фильм. Актер был 'наказан' родной MGM за Кларк Гейбл. Кадр из фильма “Это случилось однажды ночью”"внесубординационный контакт со студией «Коламбия»". (Позднее эта студия выросла в высокобюджетное производство.) О 'наказании' пришлось забыть очень быстро! В 1935 году его затмили, подавили, выпарили лучи славы: ГЕЙБЛ получил высочайшую награду Национальной Американской Академии Киноискусств - 'Оскара' в номинации "Лучший актер" за съемки в этом самом фильме “Это случилось однажды ночью”.

   В карьере ГЕЙБЛА был лишь один случай шумного провала - это был фильм 1937 года “Parnell”. После этого за ним закрепилась репутация актера, который не может потерпеть неудачу. Его так и называли: "The actor could do no wrong".

Кларк Гейбл. “Унесенные ветром”   Причуды судьбы: в 1939 году ГЕЙБЛ с неохотой взялся за роль Рэтта БАТЛЕРА (Rhett BUTLER) в “Унесенных ветром” (“Gone With The Wind”). Но именно эта роль, которая поначалу не вызывала в нем вдохновения, принесла ему заветный титул Короля Голливуда и всемирную известность.

   Счастливый брак с третьей женой Кэрол ЛОМБАРД (Carole LOMBARD), насыщенная событиями, яркая жизнь спортсмена и атлета вне поля зрения камеры (современным языком выражаясь, - Кэрол Ломбардлакомый пирог для папарацци, испеченный PR-специалистами студии MGM) рисовали будущее Короля экрана безмятежным и радостным. Но… В 1942 году Кэрол погибла в авиакатастрофе, и ГЕЙБЛ в результате этого несчастья впал в глубокую депрессию. Его возраст (как и возраст Гленна МИЛЛЕРА (Glenn Miller), например) значительно превышал верхнюю отметку призывного диапазона, но он буквально ринулся в армию, надеясь, что ужас и близость смерти смогут воскресить его жизнеспособность и увеличить его популярность. Он-таки ее увеличил в военные годы. По иронии судьбы (снова напрашивается аналогия с Гленном МИЛЛЕРОМ) Кларк Гейбл в бомбардировщике B17 во время съёмокКларк был любимым актером Адольфа ГИТЛЕРА (Adolf HITLER), который даже установил награду для своих войск за поимку живого ГЕЙБЛА.

   Послевоенные фильмы Короля на MGM, конечно, уже не могли сравниться с его предыдущими удачами достоверностью образов, художественной выразительностью и общей популярностью. Таким же сравнительным разочарованием стал и его четвертый брак 1949 года с Леди Сильвией ЭШЛИ (Lady Sylvia ASHLEY).

   Брошенный и женой, и студией ГЕЙБЛ в 1955 году рискнул стать свободным актером и - о, чудо! - на несколько лет возродился к былой славе. Это был его ренессанс. Он очень быстро восстановил утраченные позиции и стал самым высокооплачиваемым нестудийным актером в Голливуде.

   Личное счастье Кларк вновь нашел со своей пятой и последней женой Кэй СПРЕКЕЛС (Kay SPRECKELS). Он продолжал жить жизнью свободного художника, хотя многие его фильмы тех лет были всего лишь 'конфеткой для беззубых', как, например, “Любимица учителя” (“Teacher's Pet”) 1959 года.

Кларк Гейбл и Мэрилин Монро   В 1960 году ГЕЙБЛА пригласили в интроспективный модерн-вестерн “The Misfits” (“Неприкаянные”), который собрал престижно-звездный состав: актеры Мэрилин МОНРО (Marilyn MONROE), Монтгомери КЛИФТ (Montgomery CLIFT) и Эли УОЛЛАХ (Eli WALLACH), сценарист Артур МИЛЛЕР (Arthur MILLER) и режиссер Джон ХЬЮСТОН (John HUSTON). ГЕЙБЛ взялся за дело с безжалостностью по отношению к себе, по другому и не скажешь. По мнению всех, кто это видел, он заходил слишком далеко и явно рисковал здоровьем: в некоторых сценах режиссер задействовал диких лошадей - Кларк снимался в них, что называется, "с открытым забралом".

   Кумир миллионов знал цену и заплатил ее: Кларк Гейблотдал фильмам все здоровье и нервы, которые у него были; то, что невероятным образом все-таки оставалось нерастраченным, расточил на более чем бурную внеэкранную жизнь. 16 ноября 1960 года, в Лос-Анджелесе, через два дня после того, как был смонтирован последний фильм с его участием, 59-летнего ГЕЙБЛА настиг и убил инфаркт… Считанные месяцы спустя на свет появился его первый сын… Большинство национальных газет, не сговариваясь, сообщили о смерти Кларка заголовками в четыре слова: "The King Is Dead"! Эти заголовки появились на первых полосах всех крупнейших национальных изданий еще лишь раз - через 17 лет, когда этот бренный мир покинул Элвис. Король экрана, Король музыки… - и в том и в другом случае не было никого, кому было бы непонятно, о ком идет речь!…



Кларк Гейбл




Сергей Тройников



Сергей Тройников

(ведущий программ «Созвездие» и «Bluesland»)


Авторы и создатели:
Игорь Снисаренко [admin@live.kiev.ua]
Сергей Тройников [dixie@live.kiev.ua]
©2000-2008